Ко дню рождения Чебоксарского тракторного

25 октября 1975 года считается днём рождения Чебоксарского тракторного завода. В этот день был принят ОТК бульдозер Т-330.
 
А строительство завода началось 12 января 1972 года, и был завод Всесоюзной Ударной комсомольской стройкой.
Это сегодня, спустя 40 лет, мы рассуждаем о том, реально ли построить Волжскую скоростную магистраль за пять лет. Можно ли сравнивать несравнимые времена и объёмы - не знаю, но, как бы то ни было, за тот же срок ЧЗПТ был построен и стал давать продукцию.
 
Градообразующим заводом ЧЗПТ назвать, конечно, нельзя, но целый Новоюжный район строился и предназначался для будущих работников тракторного:
 
ОАО Промтрактор
Чебоксары. Промтрактор и Новоюжный район.
 
Главная магистраль, огибающая завод и проходящая через весь район - проспект Тракторостроителей. В середине его, перед заводом, на постаменте стоит тот самый первый трактор Т-330:
 
ОАО Промтрактор
Вид на ЧЗПТ. Первый трактор Т-330 на постаменте
 
памятник
 
С тех пор, конечно, сменилось название: в 1993 году ПО «Чебоксарский завод промышленных тракторов» преобразовано в ОАО «Промтрактор», в 2002 году представлен бренд «ЧЕТРА», а в 2005 году ОАО «Промтрактор» вошло в состав ООО «Концерн Тракторные заводы»:
 
ОАО Промтрактор
 
Сегодня ассортимент продукции широк: это и бульдозеры - гусеничные и колёсный, и трубоукладчики (до 104,5 тонн!), и экскаваторы, и даже вездеходы:
 
ОАО Промтрактор
 
Почти всю эту продукцию нам удалось посмотреть и даже провести тест-драйв!
Итак, отправляемся на экскурсию по цехам завода:
 
ОАО Промтрактор
Центральная проходная ОАО "Промтрактор".
 
 
Да, специально для тех комментаторов, которые хотели бы видеть полный цикл производства, скажу, что ещё в советское время была предусмотрена кооперация со смежными предприятиями. Так, гусеницы и ряд деталей ходовых систем для промышленных тракторов с 1985 года производятся на ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», который ныне тоже входит в концерн Тракторные заводы:
 
Чебоксары
Памятник "Машиностроитель России" перед проходной ЧАЗ.
 
 
Но вот мы на заводе. Самое сердце производства.
 
Металлообработка на Промтракторе осуществляется с достаточно высоким уровнем автоматизации. В цеху трансмиссий, например, работает японская автоматическая линия MAZAK:
 
ОАО Промтрактор
 
Один из обрабатывающих центров автоматической линии:
 
ОАО Промтрактор
 
 
ОАО Промтрактор
 
Инструментальный магазин обрабатывающего центра:
ОАО Промтрактор
 
Пульт управления линией:
ОАО Промтрактор
 
Одна из производимых здесь деталей:
ОАО Промтрактор
 
 
Ещё на заводе есть ряд автоматических линий, работающих с 80-х годов.
ОАО Промтрактор
 
Также здесь используются немецкие универсальные обрабатывающие комплексы SCHIESS:
ОАО Промтрактор
 
ОАО Промтрактор
 
Автоматические линии обслуживаются робокарами, которые перемещают заготовки и детали с одного обрабатывающего центра на другой. Робот перемещается медленно, точно повторяя колёсами собственный след на цеховом полу; следует важно, как слон, не обращая внимание на моськами суетящихся вокруг журналистов:
ОАО Промтрактор
 
Я проявил уважение к степенной работе этого агрегата и не стал заступать ему дорогу, чтобы проверить его защиту от столкновения с препятствиями. Увлекательное зрелище движения этих роботов и их взаимодействия с обрабатывающими центрами смотрите на видео в конце поста.
ОАО Промтрактор
 
Здесь производится одна из операций металлообработки. Один из участников пресс-тура упросил показать её без защитного кожуха, поэтому фреза отведена от детали, хорошо видна только струя смазочно-охлаждающей жидкости:
 
ОАО Промтрактор
 
Одна из деталей, сошедшая с обрабатывающего центра:
ОАО Промтрактор
 
Ещё склад заготовок (или готовых деталей?):
ОАО Промтрактор
 
Малая механизация, естественно, тоже присутствует:
ОАО Промтрактор
 
Технологическая оснастка, которую меняют при перенастройке линии на другую продукцию:
 
ОАО Промтрактор
 
Ежедневно завод может изготавливать несколько совершенно разных моделей тракторов, трубоукладчиков и даже экскаваторов, а переналадка гибкой автоматической линии сводится к замене оснастки и загрузке нужного программного обеспечения.
 
Моя родная кафедра электропривода и автоматизации промышленных установок (ныне ""Системы автоматического управления электроприводами"), со специализацией в том числе по робототехнике и автоматике технологических комплексов, готовила инженеров, которые принмали участие в наладке и эксплуатации всей этой автоматики...
 
Все детали производства за пару часов осмотреть, естественно, невозможно. Поэтому вот, навскидку, ещё один интересный цех - здесь делают все электрические соединения. Нарезают провода, маркируют, собирают их в жгуты и монтируют на контактные колодки. Представляете всю сложность тракторной электрики? Вот только одна часть:
ОАО Промтрактор
 
Посмотрим, что происходит с проводами в этом цеху. Здесь набирается текст, который нужно напечатать на проводе:
ОАО Промтрактор
 
 
Здесь идёт печать на провод (как на обычном струйном принтере):
ОАО Промтрактор
 
 
Здесь провод отрезается в нужном месте, причём концы хитро зачищаются от изоляции:
ОАО Промтрактор
 
 
Здесь на провод обжимом устанавливаются контакты:
ОАО Промтрактор
 
 
Вот такой получается результат:
ОАО Промтрактор
 
 
В конце концов маркированные провода вяжутся в жгуты на специальных стендах:
ОАО Промтрактор
 
Далее мы осматриваем покрасочный цех. Перед покраской все детали тщательно очищаются от возможной ржавчины при помощи пескоструйной обработки мелкой дробью. Каковая всё-таки умудряется миновать сетки и мусорные ящики, и попадает даже на пол:
ОАО Промтрактор
 
 
Шикарные фото космонавтов из фантастического боевика с краскопультами наперевес вышли у z_alexey, а меня грубо оттолкнул какой-то москвич при камере, и получилась только пара фотографий через окошко:
 
ОАО Промтрактор
 
Затем с окрашенной детали удаляются натёки в ненужных местах, и она отправляется на сушку:
ОАО Промтрактор
 
 
А мы плавно переходим в другой цех - сборки кабин. Кабины собираются не на главном конвейере, а как отдельный агрегат, который потом просто будет установлен на место:
ОАО Промтрактор
 
 
Сборочный чертёж кабины:
ОАО Промтрактор
 
 
Кабина - сложное устройство, с дисплеями и джойстиками, а также удобными сидениями и, если надо, кондиционером. И ещё кучей каких-то механизмов, назначение которых осталось для меня загадочным. Вот эта загадочная часть кабины:
 
ОАО Промтрактор
 
Разбирая фотографии, заметил интересную деталь:
ОАО Промтрактор
Поскольку в цеху вроде бы нет процедур, требующих очищенной воды, возможно, этот фильтр для воды питьевой?
 
А вот здесь, надо полагать, одно из требований системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001:2000 - чёткий порядок выявления проблем и их устранения:
ОАО Промтрактор
 
 
А вот текущий план цеха по дням:
ОАО Промтрактор
 
 
Однако, разнообразие!
ОАО Промтрактор
 
Ну а теперь мы направляемся на главный сборочный конвейер:
ОАО Промтрактор
 
ОАО Промтрактор
 
 
Сам конвейер представляет собой железный транспортёр огромной грузоподъёмности.
Одновременно перемещать десяток находящихся на нём тяжёлых тракторов - удовольствие не дешёвое.
Поэтому, когда день выдаётся не сильно загруженным, трактора с места на место передвигают портальными кранами.
Ими же подносятся к месту сборки готовые агрегаты и узлы, включая вышеописанные кабины.
Половина зала представляет собой оперативный склад комплектующих:
ОАО Промтрактор
 
 
Вот ещё типичный ящик с болтами, шпильками и гайками различных размеров:
ОАО Промтрактор
 
 
Когда сборка только начинается, кажется, что конструкция на изумление проста:
ОАО Промтрактор
 
 
Затем рама постепенно обрастает деталями:
ОАО Промтрактор
 
 
крупными узлами:
ОАО Промтрактор
 
 
агрегатами:
ОАО Промтрактор
 
 
ОАО Промтрактор
 
Вот так всё это движется, вперёд и вперёд:
ОАО Промтрактор
 
 
Наконец, установлена и кабина:
ОАО Промтрактор
 
 
Теперь осталась установить заказанное навесное оборудование:
ОАО Промтрактор
 
 
и одеть гусеницы:
ОАО Промтрактор
 
Полностью процесс "обувания" (одевания гусениц) показан на видео. Я же, вспоминая, как в детстве натягивал резиновые гусеницы на ГДРовский игрушечный бульдозер с мотором, даже не подозревал, что в действительности это делается при помощи самого трактора!
 
Да, ещё на заводе любят шокировать избалованную автоматикой публику классическими "ломом, кувалдой и какой-то матерью" - есть места, где нужна и кувалда :)
ОАО Промтрактор
 
 
ОАО Промтрактор
 
 
И вот - готовая продукция на выезде из цеха!
ОАО Промтрактор
 
В ассортименте - широкая линейка бульдозеров разного веса, мощности и назначения, а также трубоукладчики:
ОАО Промтрактор
 
 
Между прочим, тракторы ЧЕТРА - самые крупные в России! На фото Алексея Заболотнова - я на капоте Т-35:
ОАО Промтрактор
Т-35 - хороший размер! (фото Алексея Заболотнова)
 
Промтрактор теперь даже экскаваторы выпускает:
ОАО Промтрактор
 
 
И те, и другие управляются, представьте, джойстиками! Техника всё более становится похожа на компьютерные игрушки:
ОАО Промтрактор
 
 
И вот здесь исполнилась мечта моего детства! Нет, конечно, на тракторе я тоже поездил, но что грезил об этом с детства, сказать не могу. А вот экскаватором поуправлять - это да!!! z_alexey любезно сфотографировал меня за рулём джойстиками экскаватора:
ОАО Промтрактор
Я управляю экскаватором (фото Алексея Заболотнова)
 
Я был в полном восторге от плавности и отзывчивости управления. Если заводские пилоты-асы на шоу аккуратно закрывают отвалом спичечный коробок, то даже я на экскаваторе, кажется, смог бы его аккуратно открыть! :)
 
Аналогично на порядок мягче и сцепление экскаватора. Ну что тут скажешь, машина элитная. Но сравнивать их, вообще-то, ни к чему - назначение разное. А какие танцы может вытворять бульдозер - смотрите далее на видео!
 
В заключение исполнительный директор ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины» Виктор Четвериков провёл брифинг:
ОАО Промтрактор
 
Рядом с кучей диктофонов стоит Валерий Шабашов, спасибо ему за приглашение на пресс-тур и организацию!
 
А я пока покажу заводскую доску почёта:
 
ОАО Промтрактор
Лауреаты премий ЧЗПТ
 
ОАО Промтрактор
Золотые кадры ЧЗПТ
 
Ещё раз поздравляю всех работников завода с днём его рождения и желаю новых эффективных разработок, больших заказов и успешных результатов!
 
 
 
 
 
 

Источник: Живой Журнал Алексея Донского


 
   

ООО «БУЛЬДОЗЕР» 

Телефоны: +7-913-00-99-443
Адрес: 630069, Новосибирск, Тухачевского, д.21. к.1